Вот идет толпа школьников, они говорят очень громко. Так чтобы их слышали все окружающие. Намного громче, чем необходимо чтобы услышать друг друга. «Они играют», «они увлечены». Нет, так забывая о том что вокруг есть другие люди кричат совсем маленькие дети. В их же поведение что-то другое. Они не уверены, что имеют права быть там. Не уверены, что имеют право делать то что они делают. Они не ощущают себя равноправными членами общества в котором находятся. Их желание «занимать как можно больше места» это реакция на страх быть отвергнутыми окружающими. Они говорят нам: «Вы думаете мы не имеем право быть? Нет. Посмотрите нам можно больше чем другим».
Их поведение понятно и прозрачно. А что с нашим? Как часто мы в своих проявлениях сталкиваемся с отголосками того ощущения никчемности из детства и как часто ощущение влияет на наше поведение и самоощущение?
Параллель бывает более прямой, когда приходишь на вечеринку где мало кого знаешь и думаешь что обязан начать с кем-то общаться иначе «с тобой что-то не так». Но бывает и более сложной, я про эту едва уловимую мотивацию проявить себя каким-то образом продиктованную образами «других» в нас, а скорее даже про искажения наших истинных, глубинных проявлений и желаний «другими» в нас.
Думаю, не бывает желаний (я про более сложные, а не базовые) продиктованных полностью нашим «глубинным я» или образами «других» в нашей голове. Мы можем быть ближе к одному концу этого графика или другому, это может меняться от случая к случаю или в зависимости от периода в жизни. Быть свойственно кому-то больше или меньше, в целом. Наверное, многих и во многих ситуациях можно отнести скорее к тому краю спектра где проявления обусловлены из вне. Тут и люди с социальной тревогой и артисты/блогеры (видимо, эту энергию можно использовать и во благо).
Но все таки, мне кажется очень ироничным, что тем скорее человек становится интересным и притягательным для окружающих, чем менее его поведение стандартизировано воображаемым социумом в его голове. Можно спросить: «А не станет ли такой человек хамом?» и тогда я отправлю вас к девятиклассникам с которых мы начали. Агрессия — всегда защита. Сильному не надо занимать пространство. Пространство других в его голове так мало, что они «другие» и в реальном мире сильно его побеспокоить не могут, а значит и защищаться не от кого.
Мне кажется, выстроить барьер между собой и «ими» важная часть роста личности. Возможно самая важная.
P. S. «Ад — это другие» — одна из фраз пьесы Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями».