Я в теории сложных систем не силён, но мне кажется, что язык — одна из лучших демонстраций того, как целое получает свойства, выходящие за рамки свойств суммы его компонентов. Слов, в нашем случае. Наверное, кто-то даже занимался или когда-то займётся вопросом о том, в какой прогрессии растёт количество смыслов (посылов), которые можно передать, используя всё больше и больше слов. Во всяком случае понятно, что рост, точно, будет нелинейным.
Я верю, что совокупный смысл слов больше, чем сумма значений этих слов. Не только больше, но и часто имеет опосредованное отношение к тому, что можно предположить, взяв слова сами по себе. Путь, когда мы определяем значения слов, а потом пытаемся из этих слов сконструировать общий для всех смысл, кажется мне бесперспективной утопией. Думаю, лучше, когда мы используем силу языка, чтобы компенсировать неточность наших определений отдельных слов общим смыслом. И всё ещё много информации будет потеряно, всё ещё будет огромный зазор между тем, что мы хотели выразить, и тем, как нас поняли, но всё же большая эффективность последнего подхода для меня очевидна.
В этом контексте идеология «словесных диет» приобретает для меня вид скорее бесполезной моды, чем эффективного инструмента. И тут не важно, как я отношусь к вопросу, который этими мерами пытаются решить. В данный момент не важно, что я думаю о среднем поле, расизме и феминизме. Я совершенно о другом: ну просто не может так быть, что, вводя женский род слову «доктор», ты влияешь на восприятие женщин в профессии. Я в такое совсем не верю. Язык — сложная и невероятно гибкая система. Прекрати использовать одни дискриминирующие и неполиткорректные обороты, и им на смену сразу придут какие-то другие. Это не язык — первопричина дискриминации. Дискриминация — это следствие тёмных сторон нашей личности, а язык — только выражение, через которое эта тёмная сторона прорывается наружу.
Ещё одним доказательством правильности моей позиции для меня является отсутствие больших отличий по острым вопросам в зависимости от языка в разных странах, зато есть огромная разница в зависимости от того, какую культуру мы берём. Конечно, можно предположить, что культуру сформировал язык, а не наоборот. Наверное, такая гипотеза имеет право на существование, но мне она кажется слабой.
«Пытаться понять человека так, как он хочет быть понятым» — отличный способ хоть немного приблизить собеседников к взаимопониманию или хотя бы конструктивному диалогу. И тут нет места буквоедству. Слова — слишком ограниченный инструмент вне зависимости от качества ваших определений. Говорите на языке посылов. И да, это работает в две стороны: если посыл человека — агрессия, вы имеете право считать агрессию вне зависимости от интеллигентности слов, в которые эта агрессия обёрнута. Я не говорю про лучше/хуже, добрее/злее, я говорю про эффективно/неэффективно.
Еще одна заметка на эту тему:
https://babunts.com/2023/10/07/slova-i-smysly